10. Продолжение летных испытаний. Год 2018.
10.1 13.10.2018
После
длительного перерыва новое испытание. При
изучении всех предыдущих полетов был сделан вывод, что волнообразное изменение
скорости полета и высоты, нестабильность удержания этих параметров связана с
неучтенным фактором. Это ускорение и замедление самолета, и влияние этого
параметра на удержание тангажа. Действительно, легко посчитать, что при разгоне
самолета по полосе он набирает скорость 50 км/ч за 3 сек, что соответствует
ускорению до 0.5G, а
это значит, что это должно быть учтено.
Наименьшее влияние этого было видно на рис. 27. Но и там, высота
самолетом набиралась “ступеньками”. Когда начинается набор высоты, скорость
падает, при этом у автопилота появляются ложные данные, что как будто самолет
опускает нос, и он пытается это скомпенсировать, и еще больше набирает высоту,
и снова теряет скорость. Когда наконец
скорость стабилизируется, самолет начинает выравниваться по тангажу, и при этом
скорость растет, поскольку нет набора высоты. И тогда появляется составляющая
обманывающая автопилот, как будто самолет летит с положительным большим
тангажом, и автопилот это компенсирует, таким образом препятствую набору
высоты, и, таким образом, это приводит к еще большему ускорению. Так возникает
положительная обратная связь, которая и погубила самолет в прошлом испытании.
Для начала была выставлена компенсация половина от точной расчетной. Ускорение
для компенсации вычисляется по воздушной скорости, т.к. скорость по GPS отстает
на 3 секунды, что делает ее применение для этого бессмысленным. Так же была
уменьшена скорость крейсерского полета до 45 км/ч. При большой воздушной
скорости у данной модели самолета возникает чрезмерная подъёмная сила,
препятствующая нормальному удержанию высоты.
Сам полет можно посмотреть в видеозаписи. Вовремя полета казалось, что
все идет правильно. Однако реально требование работы двигателя было только
первые 5 секунд полета. За это время из-за слишком близкого расположения
маршрутных точек автопилот выполнил программу полета и выключил мотор. Из-за
особенностей регулировки оборотов мотор выключался в течение 1.5 минут, поэтому
создалось впечатление успешного пролета маршрута. Это видно на графике.
Рис. 35
Как видно, испытание проходило при значительном боковом
ветре, около 30-40 км/ч. Был сделан вывод о чрезмерной компенсации (дерганный
взлет), и уменьшении времени управления мотором. А также уменьшении скорости
полета до 40 км/ч в полетном задании.
10.2 14.10.2018
По сравнению с предыдущим полетом, компенсация ускорения
уменьшена до ¼ от расчетного значения. Уменьшена постоянная времени управления
мотором с 90 до 18 сек. (в параметрах на карте памяти) Уменьшена скорость
полета в задании до 40 км/ч. Кроме того, найден неисправный компонент диод
Шоттки, который приводил к неожиданному поведению измерителя скорости и
показанию скорости около 70 км/ч не зависимо от реальности. Это видно в конце
графика рис. 35. В этот день также был сильный (до 15 м/с) слегка боковой
ветер. Примерно 240 град. Взлетный курс 205. Поэтому долго не удавалось
взлететь автоматически. Тогда самолет был поднят в воздух вручную с пульта. Это
видно на видеозаписи полета.
Посадка получилась в поле, из-за сильного бокового ветра.
Рис. 36
Включение автопилота в полете и ручной взлет был проверен
впервые. Такой режим планировался исходя из назначения автопилота - если он применяется
для спасения самолета если оператор устал, и не хочет или не может управлять
самолетом. Все графики полета можно
увидеть на Yandex-диске. Кроме того, в этот же день было проведено
испытание самолета при старте с руки, при этом было снято шасси с самолета. Видеозапись полета доступна по ссылке. Это
был самый показательный полет, поскольку видно по графикам рис.37 как
отрабатывал регулятор воздушной скорости и скорость довольно точно удерживалась
на уровне 40 км/ч. При этом так же неплохо удерживалась высота полета около 30
М. Немного высок получился коэффициент усиления по крену при полете с
максимальной физической скоростью при полете по направлению ветра. Это привело
к возбуждению петли ОС и самолетик махал крыльями. Посадка также выполнена
планированием с выключенным мотором. Все прошло штатно. Графики полета можно
увидеть на Yandex-диске и на рис.37.
Рис. 37
В результате удалось прекратить колебания скорости и высоты,
которые были заметны во всех прошлогодних испытаниях. Последнюю версию GPILOT можно найти по ссыке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий